Сказка
Старик Год и его семья
В далёкой сказочной стране, в самой чаще дремучего леса жил-был старик Год. Жил этот старичок в большом светлом доме. Но дом этот был необычный. Кроме остальных покоев, было в нём четыре большие комнаты-сказки: одна сверкала серебром, стены были голубые, мебель – белая да пушистая, на окнах белоснежные ажурные шторы. А под потолком, вместо люстры, кружили тысячи серебряных снежинок. Вторая была нежно-розового цвета. Диван и кресла – зелёные, как молодая травка, шторки похожи на гирлянды, сплетённые из первых весенних цветов. В комнате всегда звучали-переливались тоненькие нежные голоса весенних птичек. В третьей комнате стены были светло-красного цвета. В вазах стояли пахучие золотые колосья пшеницы, пол был устлан ковром из маков, а в горшочках вместе с ароматными цветами росла клубника, земляника и другие ягоды. Здесь с вечера и до утра разливались соловьиные трели, а днём пели свою песню жаворонки, гудели озабоченно пчёлы, стрекотали кузнечики. А в четвёртой комнате пахло грибами, терпкими хризантемами, астрами и бархатцами… Стены были золотыми, под ногами расстилался ковёр из цветных листьев – жёлтых, красных, оранжевых, тёмно-зелёных, сиреневых, багровых. Прохладный ветерок качал лёгкие туманные гардины, а под самым потолком тучки бродили за солнышком, пытаясь его спрятать и покрыть всё своим любимым серым цветом.
В этих четырёх комнатах раньше жили маленькие дочери Года: Зима, Весна, Лета и Осень. Теперь у них были свои дома, по соседству со стариком Годом. Каждая из них по очереди приходила погостить у старика, но два раза в год они собирались все вместе. Это случалось под Новый год, в день, когда ночь была самой длинной, и летом – в самую короткую ночь
У каждой дочери было по три сына. Жили они вместе с мамами в своих домах-теремах. Сыновей Зимы звали Декабрь, Январь и Февраль. У каждого из них были свои маленькие помощники. У Декабря их было 31, у Января тоже 31, а у Февраля 29. И то, чаще всего последнему помогали 28 помощников, а двадцать девятый очень любил поспать, да так, что и не добудишься его! Выспится и только раз в четыре года придёт Февралю на помощь.
Зима была самой старшей и самой мудрой из дочерей. Ведь именно она со своими сыновьями начинала и заканчивала каждый следующий год.
А было это так…
Приходила она со своим сыном Январём к старику Году, он и отправлял их в далёкое путешествие. Должны были они все земли облететь, да порядок навести. У Января для этого были большие волшебные резные сани, в которые впрягался быстрый и бойкий конь Северный ветер. Конь был необычной силы и красоты: шелковая белая грива, голубые горящие, порою колючие глаза и серебристая шерсть…
В санях же помещалось три огромных мешка. Первый – самый яркий и цветной – с подарками (ведь у Января было много праздников, и всех непременно нужно было поздравить). Во втором, не менее большом лежали серебряные снежинки, а в третьем – хрустальные сосульки.
Кроме того, в санях помещались все 31-н помощник Января. А у каждого помощника было по два плаща с капюшоном: один длинный тёмно синей, расшитый маленькими звёздочками, а на капюшоне месяц поблёскивает, а второй – совсем коротенький белый.
И вот едет Январь в своих санях, а помощники его то и дело плащи меняют и, то день, то ночь наступают. Помогают они ему снег из мешка вытрусить, а конь ретивый одним только своим дыханием в хоровод снежинки сплетает. Потом разбросает Январь сосульки хрустальные, которые на реке лёд скуют, да под крышей гирляндами повиснуть. Глянешь в окошко, а на улице снежок во вьюге кружит, да поскрипывает, серебрясь от бледной луны, сосульки, словно хрустальное ожерелье, подрагивают на ветру, а по краю окошка узоры дивные расцветают, словно рассказывая обо всех местах, городах и землях, где только удалось побывать храбрецу Морозу.
Так и проходят все 31 помощник, да Январь, всё в делах да заботах… Возвращается в день 31 помощника Январь домой, в свой далёкий сказочный лес, сразу на поклон к мудрому Году. А в это время уже Февраль в пути со своей свитой. Надо ведь торопиться, матушка Зима сама не справиться.
У этого сани тоже резные, дивными узорами расписные. Но на всякий случай и лодочку он с собой берёт. Мешков у него уже меньше, чем у его брата Января – всего два – со снегом да с сосульками, а конь тот же.
Работы ему тоже хватает. Пока брат домой летел, снег где взял да и подтаял, сосульки запели мелкой капелью, на реке лёд треснул… Не порядок. Ведь сейчас время матушки Зимы, нужно ей помочь, а то она везде не поспевает. Вот Февраль и 28 его помощников, а раз в четыре года 29, и берутся за дело. Щедро снегом посыпают, чтоб земля спала как под тёплым воздушным одеялом, новые сосульки развешивают, да на реке лёд латают. А ещё непременно нужно проверить как там медведь и барсук, да и остальные лесные жители, которые всю зиму сладко спят. Хорошо ли они снежком укрыты? Не холодно им? А то гляди, раньше времени проснуться, да будут по лесу бродить и ворчать, что поживиться нечем.
Когда наступает черёд 22 помощника Февраля, собирается матушка Зима в дорогу и оставляет сына своего с его друзьями за порядком присматривать. Притомилась она за столько времени, вот и отправляется в дорогу на коне ретивом, которого Северным ветром зовут, обратно в сказочный лес, отдохнуть у батюшки Года. А сыну своему Февралю оставляет другого коня Северо-западный ветер. Вот и спадают в это время морозы, и видно, что и Весна скоро прибудет.
Хотя бывают, конечно, деньки, когда мороз потрескивает – то конь матушки Зимы нам на прощанья машет.
У каждого помощника Февраля тоже по два плаща с капюшоном – тёмно-синий и белый, только синие плащи уже короче, чем у январских помощников, а белые длиннее.
Очень уж любят они порядок поддерживать. Да так, что иногда и не заметят, как последний 28 денёк свой плащ сменил. Начинают потом впопыхах собираться, домой отправляться, а тут им на встречу уже и тётушка Весна с первым своим сыном Мартом и его 31 помощником едут.
Вот так и бывает, выглянешь в окошко, вроде уже и весна на дворе, а всё так же снежок лежит по-зимнему.
Весна же, сестрица Зимы, - весёлая и озорная. Она у дедушки Года самая шустрая и звонкая. В путь из сказочного леса отправляется на красивой повозке, в которую впряжён ветерок весенний с бубенчиками, позванивающими тоненькими трелями птичек.
Март едет следом на повозке-лодке со своими друзьями-товарищами, у которых тёмно-синие плащи становились ещё короче, а белые длиннее. Над ними кружат птички, напевая весёлые песенки и рассказывая, как они истосковались по солнышку и зелёной травке.
У Марта дел… полный воз мешков. Нужно и солнышко по утрам пораньше будить, чтоб оно своими тёплыми лучиками помогло снежок в ручейки превратить. И на реке лёд разбить, чтоб побежала, поплескалась звонкая водица, собирая ручейки. И травку первую взрастить, цветочками маму Весну порадовать, да птиц перелётных встретить.
А Февраль тем временем уже почти дома. Но ему так интересно, что же братец Март делает, что он то и дело оглядывался назад. Смотрит – растапливает Март снега, и журчат они ручейками, греет сосульки и дребезжат они мелкой капелью. «Эх, - вздыхает Февраль, - такую красоту Март портит.» А от его холодного дыхания гляди и превратиться мелкий весенний дождик в снежок, и закружат снова снежинки.
Пуще прежнего приходиться марту работать, да солнышко упрашивать, чтоб оно по ярче светило да побольше грело. Оно ведь, Солнышко, всю зиму проспало. Светило, конечно, но не грела. Вот и сейчас зевает, никак привыкнуть не может, всё ему бы подремать.
Так закрутиться завертится Март со своими помощниками, что и не заметит, как братец Апрель уже тут как тут. А с ним и 30 его деньков.
- Ступай, Март, отдохни – говорил Апрель, - а мы нашей матушке Весне поможем.
- Что ж, - отвечает Март – вы уж постарайтесь. А я к дедушке Году отправлюсь.
И уплывает Март со своим 31 друзьями-днями домой. «Дедушка меня, поди, заждался…» - думает Март.
А Апрель службу принимает. Нужно всё ковром шелковой травы укрыть. Она хоть и маленькая ещё, но маме Весне непременно понравиться. А ещё на деревьях цветы развесить. Вот ведь как Апрель придумал! Все цветы в ковёр вплетают, а он их ещё и на деревьях вышивает. А иные серёжками одарит. Небо в лазурный цвет окрасит и пускает по нему лёгкую дымку облаков. Они и Солнышку отдохнуть дадут, и дождиком его цветочки польют.
Теперь в пору и пчёлок будить. Пусть первый медок собирают. Будет потом чем дедушку Года угостить, да с мамой Весной чай попить. Кроме пчёлок нужно разбудить и тех, кто всю зиму проспал, и братец Март не добудился. Бывает, спит крепко ёжик какой или мишка, хомячок или ещё какой зверёк, Апрель у Солнышка лучик попросит, и легонька его пощекочет, а тот проснётся, улыбаясь сонными глазками ласковому солнышку, лёгким ароматам цветов, весёлому щебету птиц и первым песенкам пчёлок.
Старается Апрель, но знает, что с тридцатым своим помощником время в путь пора собираться. Ведь братец Май уже едет.
Он и маме поможет, и подарит ей красивую шаль из майских цветов и бабочек. А он, Апрель, уже одарил её венком из душистых нежных вишнёвых и абрикосовых цветов.
Май самый щедрый и нежный сын Весны. Он со своими маленькими тридцатью одним днём одевает все деревья в нарядные зелёные платьица, покрывает землю пёстрым ковром разнотравья, заводит соловья на всё лето… А ещё окутывает всё сладостным ароматом акации и зажигает белые, с розовым оттенком свечи каштанов.
Пока он всем этим занят к маме Весне в гости приходит её сестрица Лета. Поэтому в мае часто бывают по-летнему жаркие дни. Разодев всех в цветочные наряды Май с Весной отправляются домой, в свой дремучий лес, где можно в один день встретить почти все месяцы и времена года.
А Лета уже здесь, на Земле. Она ещё раньше прилетела на клубничной тучке к своей сестрице Весне, так ей хотелось увидеть нежные весенние цветы на деревьях. «Удивительное зрелище! – думала она. – У меня ведь деревья не цветут, ну разве что липа. Но она не сравниться с каштаном или акацией!»
Не успел уехать Май с Весной, как к Лету торопиться её сын Июнь со своей свитой – тридцатью маленькими человечками, и у каждого по длинному белому плащу, на котором расшито золотом красное солнышко. А вот от тёмно-синих плащей у них остались только шляпки, украшенные миллионами звёзд.
Дочь Лета у старика Года самая хозяйственная. Она со своими сыновьями готовит запасы для всего семейства, на весь год.
Июнь раскрашивает зелёные клубнички в красный цвет. Он очень любит красный! Его маленькие помощники трудятся с ним день и ночь. Ягодки ведь крохотные, но сколько их…
А за клубничкой и вишенка поспевает, а там и черешня. Главное не перепутать, что и когда разукрасить надо и превратить из зелёной в красную, жёлтую, или бордовую ягодку. Вот и смородина… Раскрашивал Июнь как-то её в красный и желтый да и смешал эти краски. Смотрит – оранжевый. Что делать?! Решил немного синего добавить, а то оранжевая смородина ему не очень нравилась. Вот и получилась у него чёрная.
Из своих ягод готовит Июнь маме Лета серёжки да бусы, чтоб красивой, нарядной была.
Июнь со своими деньками в заботах, а вот уже его братец Июль подошёл. Он приходить заранее. Ему опаздывать нельзя, нужно в срок у брата и его помощников волшебные краски взять. Помогает Июлю, второму сыну Лета, целых тридцать одни День (так называют братья месяцы своих маленьких помощников).
Кроме ягод, с которыми тоже занят Июль, есть у него и другие заботы. Ковёр цветов и трав обновить, первые яблочки, абрикосы и другие плоды налить. Налить – значит слепить. Иногда, когда он очень уж торопится или поручает это дело свои друзьям-денькам, плодов получается много, но все они мелкие. А как старается братец Июль, так и фрукты все, просто загляденье. Ухаживает он также и за овощами. Всё пытается полить их, да тучки постоянно от него убегают. Не любят эти воздушные зефирки красного летнего солнышка, вот и прячутся высоко в горах. Найдёт их Июль, да как дунет на них, что те, как овечки, возмущаясь, побегут поливать сады, огороды поля, города. Но среди этих овечек и барашки встречаются. Как начнут барашки бодаться, что им тесно, так, прям, искры на землю летят, молниями сверкая, и гром рокочет от их столкновений.
Но летный дождик быстро проходит. Тучки то лёгкие. Ветерок подул и унёс их дальше. Будут теперь они в другом краю землю поливать.
Ещё у Июля есть очень важное задание – испечь хлеб для мамы Лета из своего урожая. Да, да, именно Июль это теперь делает. Раньше его братец Август пекарем был, но в последнее время жаловаться он стал, что не поспевает всё делать. Вот и решил дедушка Год передать эти почётные обязанности Июлю.
Июль в десять дней зерно соберёт, да маме первый каравай и понесёт. А остальное дедушке Году. Будет тот очень рад попить липового чая (который ему подарит Июнь), с караваем Июля и майским медком. А маме Лета сплетёт Июль красивый венок из колосков пшеницы, васильков и красных маков.
Следующим к нему на помощь приходит Август, третий сын мамы Лета. У Августа тоже тридцать один помощник, у них уже белые накидки становятся чуточку короче, и нет уже тёмно-синих шляпок, а только небольшие синие шали. Мама Лета к этому времени уже успела сделать кое-какие запасы – сварить варенье, компоты и прочее. Теперь Август будет помогать ей собирать остальной урожай. Из цветастого полотна урожая сошьёт он маме красивое платье, а ещё подарит лёгкую туманную шаль. Ведь ночью в августе бывает прохладно. Это от того, что мамина сестра Осень спешит к ним в гости, так ей хочется полакомиться дарами Лета. Поэтому в августе на деревьях появляются жёлтые листочки, как первая седина. Значит, Осень гостит у Лета.
Урожай собран – можно отправляться в путь. Теперь они будут отдыхать до следующего года. Дедушка уже ждёт свежих историй от Лета и её сыновей.
А тем временем к нам приходит четвёртая дочь Года – золотая Осень. Она с сыном Сентябрём неслышно опускаются на землю. У Сентября 30-ть дней. У всех их 30 белых с золотым подолом плащей, которые уже намного короче, чем у Августа. Зато тёмно-синие плащи у них длиннее. Ещё у Сентября есть лёгкие шали туманов, которыми он кутает маму Осень, чтобы та не замёрзла.
А Осень, побывавшая в гостях у Лета, хочет подольше сохранить тепло солнечных дней. Но иногда, обидевшись на Лета, или нахмурившись на кого-то, она поливает всех мелким осенним дождиком. Капельки у него такие маленькие и холодные... Но это не простые дождинки, это идёт грибной дождик. После него, под жёлтой, золотой, оранжевой, багряной листвой появляются целые семейства грибов. Вот почему осень пахнет грибами.
Сентябрь пробегает, забирая с собой своих помощников, и вот уже Октябрь, второй сын Осени прилетает к нам на серой тучке, волоча за собой густые туманы. Белые плащи его тридцать одного дня чаще всего меняют цвет на серый, и становятся короче, а синие, почти чёрные – длиннее. Октябрь дарит маме Осени целую палитру красок, и они вместе раскрашивают листья, траву и осенние цветы. Потом он делает Осени золотой венок из листьев. Собирая их, он дует прохладным ветерком и те тихо опадают, ложась под ноги красивым ковром.
Октябрь помогает зверям и птицам утеплять свои домики. Ведь после Осени придёт тётушка Зима. Ещё будет Ноябрь, третий сын Осени, но он часто дружит с Декабрём – старшим сыном Зимы, поэтому нередко в ноябре и снежок лежит.
В первые дни Октября часто бывает тепло. Он специально устраивать маме Осени такие тёплые солнечные дни, в память о том, как она гостила у тётушки Лета.
Когда всё раскрашено, пора Октябрю домой возвращаться, а маме Осени будет теперь Ноябрь помогать. У ноября тридцать дней, которые закончат все приготовления перед приходом тётушки Зимы. Дни в Ноябре, обычно серые, и часто идёт холодный дождик, иногда со снегом. А то и вообще снежинки закружат. Укрывает ноябрь маму Осень снежком, и вот у неё уже не золотой венок на голове, а белая шапка с золотым ободом.
Грустно становиться маме Осени, отправляется она обратно к старику Году, а сестрицу Зиму просит помочь Ноябрю. Вскоре следом за мамой уезжает и Ноябрь, забирая с собой все дары мамы Осени для дедушки Года: полные лукошки грибов, яблок, груш, поздних ягод. Остаются на ветках только красно-оранжевые ягоды рябины, да ещё какие-то чёрные ягодки на кустиках. Это подарок для птичек и белок, а ещё для тётушки Зимы. Пусть и у неё будет ожерелье из красных и чёрных ягод.
А вот и она. Едет на санях со своим сыном Декабрём. Самый мудрый он из всех, видимо, раз доверил ему дедушка год запирать-завершать. У него тридцать один помощник да меш